Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения: что нужно знать родителям. За что ребенка могут поставить на внутришкольный учет (ВШУ)»
Здравствуйте.
Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Девиантное поведение –этоповедение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. Девиантное поведение учащихся в настоящее время встречается достаточно часто и практически наблюдается в каждой школе. Эта ситуация поставила явление девиантного поведения в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия учащихся с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Поэтому важно рассмотреть основные понятия и теории девиантного поведения, основные подходы, понять его сущность и факторы, которые, как катализаторы, влияют на его динамику.
Бывают случаи, когда социальный педагог и администрация образовательного учреждения могут принять решение о постановке на внутришкольный учет детей из вполне благополучных семей. Ведь не всегда родители могут заметить изменения в поведении своих детей особенно в подростковом возрасте.
Каждая школа разрабатывает свое Положение «О постановке на внутришкольный учет обучающихся и семей». Такое Положение имеет свои типичные пункты, которые касаются процедуры постановки и снятия обучающегося с внутришкольного учета, цели и задачи, основания постановки на учет.
Только на основании Устава школы и специальных Положений о профилактике правонарушений осуществляется постановка несовершеннолетнего на учет ВШУ. Основанием может быть докладная записка учителя, письменные жалобы от родителей, документы из ПДН.
Решение о постановке выносит Совет школы коллегиально. Родителей обязаны пригласить на заседание, но их мнение не обязательно будет учитываться – такое решение Совет принимает самостоятельно.
С момента постановки обучающегося на учет проводится индивидуальная работа по профилактике социально опасного поведения. С учащимся начинают целенаправленно работать социальный педагог, психолог, классный руководитель. Такая работа может идти совместно со специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства и представителями социозащитных учреждений.
Если меры воспитательного характера дали свои результаты, то Закон предусматривает возможность снятия с ВШУ по истечении 6 месяцев.
Внутришкольный учет (ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся и их семей на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Основные цели и задачи
-
- Внутришкольный учёт ведётся с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающихся, семейного неблагополучия.
- Основные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении;
- оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.
Причины постановки на ВШУ
Нарушение Устава школы:
- систематическое невыполнение домашнего задания,
- отказ от работы на уроке,
- постоянное отсутствие тетради, учебника,
- систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ,
- смех, выкрики, разговоры на уроках;
- пропуски учебных занятий (прогулы);
- постоянные драки, грубость, сквернословие;
- драки, приводящие к телесным повреждениям;
- курение;
- употребление спиртных напитков;
- совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;
- совершение преступления или соучастия в нем;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- издевательства над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи;
- систематические издевательства над маленькими или более слабыми учащимися (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ);
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
- совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
Постановка на учет учащегося возможна:
- по заявлению классного руководителя;
- по заявлению администрации школы;
- в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность;
- в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет на заседание школьного Совета необходимо представить следующие документы:
- заявление классного руководителя о постановке на учет;
- характеристика несовершеннолетнего;
- акт посещения несовершеннолетнего на дому;
- справка о профилактической работе с несовершеннолетним;
- выписка оценок за текущую четверть.
КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ?
В отличие от постановки на учет в ПДН, внутришкольный учет никаких юридических последствий за собой не влечет. Этот вид профилактического воздействия не является мерой ответственности, ни в каких информационных базах не фиксируется и в дальнейшем никак не должен сказаться на судьбе человека.
Вместе с тем, как показывает практика, постановка на учет внутри школы является тревожным звонком для родителей, которым следует серьезно задуматься над поведением ребенка и принять действенные меры.
Советы родителям по профилактике девиантного поведения:
- 1. Старайтесь проводить больше времени со своим ребенком,
- интересуйтесь его успехами и неудачами;
- 2. Старайтесь помочь ребенку в разрешении проблем;
- 3. Объясняйте ребенку правила поведения в школе, дома, на улице, в гостях, в общественных местах;
- 4. Интересуйтесь, с кем и где ваш ребенок проводит время;
- 5.Запишите ребенка в спортивную секцию или кружок, займите его свободное время;
- 6. Не стесняйтесь обращаться за помощью в школу, к специалистам других учреждений и организаций.
Постановка на ВШУ является скорее мерой воспитательного характера, ведь она влечет за собой повышение внимания к учащемуся со стороны школы и родителей. Такая мера призвана исправить поведение ребенка, призвать к выполнению школьных правил, решить ряд психологических проблем.
Спасибо за внимание,